Курсовые и лабораторные работы Математика решение задач Электротехника Лабораторные работы по электронике Физика Информатика На главную
Понятие о инженерном проектировании Динамика машин и механизмов Механические характеристики машин Виброзащита машин и механизмов Классификация зубчатых передач.

Трение в механизмах. Виды трения. Способность контактирующих поверхностей звеньев сопротивляться их относительному движению называется внешним трением. Трение обусловлено неидеальным состоянием контактирующих поверхностей (микронеровности, загрязнения, окисные пленки и т.п.) и силами межмолекулярного сцепления. Трение в кинематических парах характеризуется силами трения и моментами сил трения. Силой трения называется касательная составляющая реакции в КП (составляющая направленная по касательной к контактирующим поверхностям), которая всегда направлена против вектора скорости относительного движения звеньев.

Силовой расчет механизмов с учетом сил трения. Постановка задачи силового расчета: для исследуемого механизма при известных кинематических характеристиках и внешних силах, а также размерах элементов КП и величинах коэффициентов трения в них, определить уравновешивающую силу или момент (управляющее силовое воздействие) и реакции в кинематических парах механизма.

Метод планов положений, скоростей и ускорений подробно рассматривается на упражнениях и осваивается студентами при выполнении домашнего задания и курсовой работы. Здесь кратко рассматривается кинематическое исследование методом планов скоростей и ускорений простейшего кулисного механизма (механизм подъемника с приводом от гидроцилиндра).

Метрический синтез типовых рычажных механизмов. Структурные схемы простейших типовых механизмов. Цель и задачи метрического синтеза механизмов. Методы метрического синтеза механизмов. Условия проворачиваемости звеньев механизма. Понятие о коэффициенте неравномерности средней скорости и о угле давления в рычажном механизме.

Четырехшарнирный механизм. Углом давления J называется  угол между вектором силы действующей на ведомое звено с ведущего и вектором скорости точки приложения этой силы на ведомом звене.

Решение задач метрического синтеза для типовых четырехзвенных механизмов. Проектирование по коэффициенту неравномерности средней скорости .

Оптимальный синтез рычажных механизмов. Согласно энциклопедическому словарю, задача оптимального проектирования - это экономико-математическая задача, содержащая критерий оптимальности и ограничения и направленная на поиск лучшего в определенных условиях (т.е оптимального) значения показателя. Оптимизация - отыскание такого решения рассматриваемой задачи, которое дает экстремальное (минимальное или максимальное) значение некоторой функции, называемой целевой

Виброзащита машин и механизмов. Методы виброзащиты.  Взаимодействие двух подвижных звеньев. Подрессоривание и виброизоляция. Динамическое гашение колебаний. Трение в механизмах. Виды трения. Силы в кинематических парах с учетом трения. Силовой расчет механизмов с учетом сил трения. Понятие о КПД механической системы. КПД механической системы при последовательном и параллельном соединении механизмов. Приложение: Метод планов положений, скоростей и ускорений при анализе простейшего кулисного механизма.

 Виброзащита в машин и механизмов.

  Как отмечалось ранее, при движении механической системы под действием внешних сил в ней возникают механические колебания или вибрации. Эти вибрации оказывают влияние на функционирование механизма и часто ухудшают его эксплуатационные характеристики: снижают точность, уменьшают КПД и долговечность машины, увеличивают нагрев деталей, снижают их прочность, оказывают вредное воздействие на человека-оператора. Для снижения влияния вибраций используют различные методы борьбы с вибрацией. С одной стороны при проектировании машины принимают меры для снижения ее виброактивности (уравновешивание и балансировка механизмов), с другой - предусматриваются средства защиты как машины от вибраций, исходящих от других машин (для рассматриваемой машины от среды), так среды и операторов от вибраций данной машины.

 Методы виброзащиты.

 Существующие виброзащитные устройства по методу снижения уровня вибраций делятся на:

динамические гасители или антивибраторы, в которых опасные резонансные колебания устраняются изменением соотношения между собственными частотами системы и частотами возмущающих сил;

виброизоляторы, в которых за счет их упругих и демпфирующих свойств уменьшается амплитуда колебаний как на резонансных и нерезонансных режимах.

 Взаимодействие двух подвижных звеньев.

 Рассмотрим механическую систему (рис. 9.1), состоящую из двух подвижных звеньев, образующих между собой кинематическую пару. Для упрощения предположим, что движение звеньев возможно только по одной координате x. Масса первого звена m1 , второго - m2 . На звено 2 действует периодическая внешняя сила F2 = F20× sin wt , действием сил веса принебрегаем.  Уравнения движения звеньев

 m1 × x1 + F12 = 0; m2 × x2 + F21 + F2 = 0. 

Если считать, что контакт между звеньями в процессе движения не нарушается и тела абсолютно жесткие, то

  x = x1 = x2 Þ x = x1 = x2 .

 С учетом F21 = - F12, определим реакцию в точке контакта между звеньями

 F21 = - m2 × x - F2 = m1 × x. 

Откуда

  x = - F12 / m1 = - (F21 + F2 )/ m2 , 

и после преобразований

 F21 (m1 + m2)/(m1 × m2) = - F2 / m2 ,

 F21 = - F2 × m1 / (m1 + m2).

Проанализируем эту зависимость:

если m1 Þ 0, то F21 Þ 0 ; если m2 Þ 0 , то F21 Þ - F2 ;

 Рис. 9.1 если m2 = m1 = m , то F21 Þ - 0.5 × F2 ;

 если m2 Þ ¥ , то F21 Þ  0 ;

 если m1 Þ ¥ , то F21 Þ - F2 .

Анализ показывает, что реакция взаимодействия между звеньями зависит от соотношения их масс и величины внешней силы. При этом кинетическая энергия системы ·

 T = (m1 + m2) × x2 / 2 ,

а потенциальная равна нулю.

 Подрессоривание или виброизоляция.

  При виброизоляции между рассматриваемыми звеньями устанавливают линейный или нелинейный виброизолятор, который обычно состоит из упругого и демпфирующего элементов

В этой механической системе x2 ¹ x1 ( предположим, что x2 > x1 ) и Dx = x2 - x1 , тогда кинетическая энергия системы

 T = m1× x12 / 2 + m2× x22 / 2,

а потенциальная

 U = c × Dx2 / 2.

То есть в системе с виброизолятором только часть работы внешней силы расходуется на изменение кинетической энергии. Часть этой работы переходит в потенциальную энергию упругого элемента и часть рассеивается демпфером (переходит в тепло и рассеивается в окружающей среде).

  Уравнения движения

 m1× x1 + с× Dx + k× Dx2 = 0,

 m2× x2 - с× Dx - k× Dx2 + F2 = 0.

 Решение этой системы уравнений подробно рассматривается в курсе теории колебаний, поэтому ограничимся только анализом амплитудно-частотной характеристики. Характеристику построим в относительных координатах Dxотн = x/xст , где xст - статическая деформация упругого элемента.

 Динамическое гашение колебаний.

 Динамические гасители или антивибраторы широко применяются в машинах работающих в установившихся режимах для отстройки от резонансных частот (например, в судовых двигателях внутреннего сгорания). Динамические гасители могут быть выполнены в виде упругого или физического маятника. Рассмотрим простейший линейный упругий динамический гаситель (рис.9.4). Принцип действия динамического гасителя заключается в создании гасителем силы направленной противоположно возмущающей силе. Настройка динамического гасителя заключается в подборе его собственной частоты: собственная частота гасителя должна быть равна частоте тех колебаний, амплитуду которых необходимо уменьшить («погасить»)

 _____

 w 0г = Ö сг / mг ,

где w 0г - собственная частота гасителя, mг - масса гасителя, сг - жесткость пружины гасителя.

  Уравнения движения системы с динамическим гасителем, схема которого изображена на рис. 9.4

 m× x + с× x + сг× Dx + kг × Dx = F,

 mг× xг - сг× Dx - kг × Dx = 0,

где Dx = x - xг - деформация пружины гасителя.

 На рис. 9.5 приведены амплитудно-частотные характеристики этой системы без динамического гасителя и с динамическим гасителем. Как видно из этих характеристик, при установке динамического гасителя амплитуда на частоте настройки резко снижается, однако в системе вместо одной собственной частоты возникает две. Поэтому динамические гасители эффективны только в узком диапазоне частот вблизи частоты настройки гасителя. Изображенные на рисунке кривые 1 и 2 относятся к динамическому гасителю без демпфирования. При наличии в системе демпферов форма кривой изменяется (кривая 3): амплитуды в зонах гашения увеличиваются, а зонах резонанса - уменьшаются.


Анализ машинного агрегата